Разъяснения МВД России

О привлечении к уголовной ответственности лиц по части пятой статьи 327 Уголовного кодекса Российской Федерации (Использование заведомо подложного документа).

 

Невозможность привлечения граждан к уголовной ответственности по части пятой статьи 327 УК (Использование заведомо подложного документа), получивших разрешение на ношение и хранение огнестрельного оружия, на основании свидетельства о прохождении курса подготовки граждан Российской Федерации правилам безопасного обращения с оружием и приобретения навыков безопасного обращения с оружием, выданного соответствующей организацией, полномочными должностными лицами, но без фактического прохождения гражданами такого обучения, в связи с тем, что:

1. Свидетельство о прохождении курса подготовки граждан Российской Федерации правилам безопасного обращения с оружием и приобретения навыков безопасного обращения с оружием и акта проверки знания правил безопасного обращения с оружием и наличия навыков безопасного обращения с оружием не являются официальными документами, они изготавливаются и выдаются частным образовательным учреждением дополнительного профессионального образования, а также вид и форма данных документов органами законодательной, судебной и исполнительной власти и иными официальными органами не утверждены, а установлены Положениями частных образовательных учреждений.

2. Свидетельство о прохождении курса подготовки граждан Российской Федерации правилам безопасного обращения с оружием и приобретения навыков безопасного обращения с оружием и акт проверки знания правил безопасного обращения с оружием и наличия навыков безопасного обращения с оружием выдаются частными образовательными учреждениями дополнительного профессионального образования в установленном порядке и соответствующими должностными лицами, то есть данные документы по форме не являются поддельными, хотя и выдаются в нарушение правил, без прохождения какого-либо обучения, в том числе очного (предусматривающего обязательное прохождение такого обучения).

 

Действующая редакция части пятой статьи 327 (Подделка, изготовление или оборот поддельных документов, государственных наград, штампов, печатей или бланков) УК не позволяет привлекать к уголовной ответственности лиц, использующих свидетельства о прохождении курса подготовки граждан Российской Федерации правилам безопасного обращения с оружием и приобретения навыков безопасного обращения с оружием и акты проверки знания правил безопасного обращения с оружием и наличия навыков безопасного обращения с оружием, поскольку такие документы не являются официальными.

В соответствии с частью пятой статьи 327 УК уголовно наказуемым деянием признается использование заведомо подложного документа, за исключением случаев использования паспорта гражданина, удостоверения или иного официального документа, предоставляющего права или освобождающего от обязанностей, ответственность за которое установлена в части третьей данной статьи.

Таким образом, из буквального толкования части пятой статьи 327 УК следует фактическая возможность привлечения к уголовной ответственности за использование любого заведомо подложного документа, в том числе и не обладающего признаками официального документа.

Кроме того, Федеральным законом от 26 июля 2019 г. N 215-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" статья 19.18 КоАП изложена в новой редакции, которой установлена ответственность за представление заведомо ложных сведений, если такие сведения послужили или могли послужить основанием для выдачи иного официального документа, предоставляющего права или освобождающего от обязанностей, если это действие не содержит признаков уголовно наказуемого деяния.

Алгоритм действий сотрудников полиции при рассмотрении сообщений о нарушениях санитарно-эпидемиологических правил и принятии решений в соответствии с уголовно-процессуальным и административным законодательством 

I. Общие положения

 

Основным нормативным правовым актом, регулирующим отношения в рассматриваемой сфере, является Федеральный закон от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - "Федеральный закон N 52-ФЗ").

В соответствии со статьями 10 и 11 Федерального закона N 52-ФЗ граждане, индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.

Согласно статье 33 Федерального закона N 52-ФЗ больные инфекционными заболеваниями, лица с подозрением на такие заболевания и контактировавшие с больными инфекционными заболеваниями лица, а также лица, являющиеся носителями возбудителей инфекционных болезней, подлежат лабораторному обследованию и медицинскому наблюдению или лечению и в случае, если они представляют опасность для окружающих, обязательной госпитализации или изоляции в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

В соответствии со статьями 50 и 51 Федерального закона N 52-ФЗ должностные лица, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, имеют право давать гражданам и юридическим лицам предписания, обязательные для исполнения в установленные сроки, в том числе о проведении лабораторного обследования граждан, контактировавших с больными инфекционными заболеваниями, и медицинского наблюдения за такими гражданами.

Главные государственные санитарные врачи и их заместители при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих, имеют право выносить мотивированные постановления о госпитализации для обследования или об изоляции больных инфекционными заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, и лиц с подозрением на такие заболевания; о проведении обязательного медицинского осмотра, госпитализации или об изоляции граждан, находившихся в контакте с больными инфекционными заболеваниями, представляющими опасность для окружающих.

Порядок осуществления федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора и органы государственного надзора определены Положением о федеральном государственном санитарно-эпидемиологическом надзоре, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2013 N 476. Органом государственного контроля в данной сфере в нем определена, в том числе Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и ее территориальные органы.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 322 Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции, в том числе по разработке и утверждению государственных санитарно- эпидемиологических правил.

В настоящее время данным органом утверждены и действуют многочисленные санитарно-эпидемиологические правила, направленные, в том числе на предупреждение возникновения и распространения различных инфекционных и вирусных заболеваний, в частности, "Санитарно-эпидемиологические правила СП 3.1.2.3117-13 "Профилактика гриппа и других острых респираторных вирусных инфекций" и "Санитарно-эпидемиологические правила СП 3.1/3.2,3146-13 "Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней", утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 18.11.2013 N 63 и от 16.12.2013 N 65 соответственно.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 января 2020 г. N 66 Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 г. N 715, дополнен коронавирусной инфекцией (2019-nCoV).

В связи с угрозой завоза и распространения новой коронавирусной инфекции постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 31 января 2020 г. N 3 руководителям территориальных органов Роспотребнадзора предписано давать обязательные для исполнения в установленные сроки предписания и (или) требования о медицинском наблюдении, медицинском обследовании, изоляции и (или) госпитализации, проведении дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий юридическим лицам, уполномоченным органам государственной власти, гражданам Российской Федерации, иностранным гражданам и лицам без гражданства - больным инфекционными заболеваниями, с подозрением на такие заболевания, бывших в контакте с больными инфекционным заболеванием. МВД России рекомендовано принимать меры по обеспечению исполнения требований должностных лиц Роспотребнадзора, осуществляющих санитарно-карантинный контроль в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации.

 

II. Административно-правовая характеристика нарушений санитарно-эпидемиологических правил.

 

1. Административная ответственность за нарушения законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения предусмотрена статьей 6.3 (нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения) КоАП РФ.

Объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного статьей 6.3 КоАП РФ, составляют, в том числе противоправные действия, которые выражаются в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, а также бездействие, состоящее в невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.

Субъектом правонарушения выступает лицо, на которое возложена обязанность по соблюдению санитарно-эпидемиологических норм: гражданин, должностное лицо, индивидуальный предприниматель, юридическое лицо.

Дела об административных правонарушениях данной категории рассматриваются органами, осуществляющими федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор (часть 1 статьи 23.13 КоАП РФ). Соответственно, с учетом части 1 статьи 28.3 КоАП РФ, должностные лица этих органов уполномочены составлять протоколы о таких административных правонарушениях.

Судьи рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 6.3 КоАП РФ, если орган или должностное лицо, к которым поступило дело о таком административном правонарушении, передает его на рассмотрение судье (часть 2 статьи 23.1 КоАП РФ).

Возбуждение дел об административных правонарушениях по фактам нарушений санитарно-эпидемиологических правил и принятие решений по ним к компетенции органов внутренних дел (полиции) и их должностных лиц не отнесено.

В случае поступления сообщения о событиях, содержащих признаки административного правонарушения, предусмотренного статьей 6.3 КоАП РФ, соответствующая информация с собранными материалами направляется в органы Роспотребнадзора для принятия процессуального решения.

2. В сложившейся эпидемиологической ситуации возможно применение статьи 6.36 (воспрепятствование оказанию медицинской помощи) КоАП РФ.

Объективную сторону данного административного правонарушения составляют действия, воспрепятствующие в какой бы то ни было форме законной деятельности медицинского работника по оказанию медицинской помощи (за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 12.17 КоАП РФ), если это действие не содержит признаков уголовно наказуемого деяния.

Воспрепятствованием могут признаваться любые действия граждан, связанные с противодействием по оказанию медицинской помощи, включая отказ открывать дверь или впускать медицинских работников в помещение для выполнения медицинских процедур (к примеру, медицинского осмотра, госпитализации).

Субъектом правонарушения выступает физическое лицо.

Справочно: полномочия по составлению протоколов о таких административных правонарушениях наделены должностные лица органов внутренних дел (полиции) (часть 1 статьи 28.3 КоАП РФ), рассмотрению - исключительно судьи (часть 1 статьи 23.3 КоАП РФ).

Наравне с полномочиями, связанными с привлечением к административной ответственности, в соответствии с пунктом 35 статьи 12 Федерального закона "О полиции" к обязанностям полиции также отнесены:

- оказание содействия органам здравоохранения в доставлении в медицинские организации по решению суда лиц, уклоняющихся от явки по вызову в эти организации;

- оказание содействия медицинским работникам в осуществлении назначенной судом недобровольной госпитализации лиц в медицинские организации, а также обеспечение медицинским работникам безопасных условий для доступа к этим лицам и их осмотра.

3. На основании пункта 1 части 1 статьи 13 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ "О полиции" сотрудники полиции вправе требовать от граждан и должностных лиц прекращения противоправных действий, а равно действий, препятствующих законной деятельности государственных и муниципальных органов, выражающихся, в том числе в невыполнении законных требований должностных лиц, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический контроль и (или) выполняющих установленные мероприятия по недопущению распространения коронавирусной инфекции (часть 1 статьи 19.4 КоАП РФ).

Невыполнение такого требования сотрудников полиции может квалифицироваться по части 1 статьи 19.3 КоАП РФ.

4. Частью 1 статьи 19.4 (неповиновение законному распоряжению должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), должностного лица организации, уполномоченной в соответствии с федеральными законами на осуществление государственного надзора, должностного лица органа, осуществляющего муниципальный контроль) КоАП РФ установлена ответственность за неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица органа, осуществляющего, в том числе федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор.

Справочно: полномочиями по составлению протоколов об административных правонарушениях (пункт 1 части 2 статьи 28.3 КоАП РФ) по части 1 статьи 19.4 КоАП РФ наряду с должностными лицами Роспотребнадзора наделены органы внутренних дел (полиция), в пределах задач и функций, возложенных на них федеральными законами либо нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации. Рассмотрение дел об административных правонарушениях по указанной норме относится к исключительной компетенции судей (часть 1 статьи 23.3 КоАП РФ).

Объективную сторону правонарушений по части 1 статьи 19.4 КоАП РФ составляют действия, выражающиеся в неповиновении законному распоряжению или требованию должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), должностного лица организации, уполномоченной в соответствии с федеральными законами на осуществление государственного надзора.

Субъектами данного административного правонарушения могут быть граждане и должностные лица.

Субъективная сторона правонарушения состоит в умысле на неповиновение законной деятельности должностного лица органа, осуществляющего государственный контроль и надзор.

5. Административная ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего, в том числе федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, об устранении нарушений законодательства предусмотрена частью 1 статьи 19.5 КоАП РФ.

Справочно: в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 28.3 КоАП РФ протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 19.5 КоАП РФ, вправе составлять также должностные лица органов внутренних дел (полиции).

 

III. Последовательность действий при получении и рассмотрении сообщений о нарушении санитарно-эпидемиологических правил, имеющих признаки административного правонарушения.

 

1. Поступившая в органы внутренних дел информация о событиях, содержащих признаки указанных выше административных правонарушений, принимается и регистрируется в соответствии с предписаниями Инструкции о порядке приема, регистрации и разрешения в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях, утвержденной приказом МВД России от 29 августа 2014 г. N 736.

2. В рамках рассмотрения сообщения необходимо получить сведения, подтверждающие выдачу Роспотребнадзором конкретному лицу (лицам) надлежаще оформленных медицинских документов (назначения, предписания) о возложении на него обязанностей по проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, связанных с распространением короновирусной инфекции. Отсутствие факта выдачи таких документов либо объективного подтверждения получения их гражданином исключает производство по делу об административном правонарушении.

3. В ходе рассмотрения соответствующих заявлений (сообщений) о административном правонарушении, в том числе устанавливаются:

- факт невыполнения законных требований (рекомендаций, распоряжении) должностных лиц, составляющих объективную сторону указанных правонарушений;

- отсутствие (наличие) признаков составов преступлений, предусмотренных Уголовным кодексом Российской Федерации;

- лицо, совершившее правонарушение;

- свидетели (очевидцы), которым могут быть известны обстоятельства дела, подлежащие установлению;

- осуществляется сбор иных доказательств по делу об административном правонарушении (фото- и киносъемка, звуко- и видеозапись и др.).

4. В целях минимизации риска распространения вирусных инфекций доставление правонарушителей в помещение органа внутренних дел для составления протокола об административном правонарушении осуществлять в исключительных случаях.

5. Собранные материалы направляются в соответствующие государственные органы по компетенции.

6. При установлении признаков преступления выносится постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении (статья 29.9 КоАП РФ), материалы направляются для решения вопроса о возбуждении уголовного дела в соответствии с подследственностью, определенной статьями 150 и 151 УПК РФ.

7. По делам названной категории помимо решения вопроса о привлечении виновных лиц к административной ответственности сотрудники полиции в соответствии с пунктом 36 части 1 статьи 12 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ "О полиции" принимают меры по оказанию содействия уполномоченным государственным органам в обеспечении проведения необходимых карантинных и иных противоэпидемических мероприятий.

 

IV. Уголовно-правовая характеристика нарушения санитарно-эпидемиологических правил

 

Нарушение санитарно-эпидемиологических правил, повлекшее по неосторожности массовое заболевание или отравление людей, является преступлением, предусмотренным статьей 236 УК РФ. Квалифицированным видом данного преступления согласно части 2 статьи 236 УК является то же деяние, повлекшее по неосторожности смерть человека.

Преступление, предусмотренное статьей 236 УК РФ, посягает на общественные отношения по охране здоровья и обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Объективная сторона данного преступления выражается в совершении действий (бездействии), нарушающих санитарно-эпидемиологические правила и повлекших по неосторожности массовое заболевание или отравление людей либо смерть человека.

Санитарно-эпидемиологические правила установлены нормами законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Нарушение санитарно-эпидемиологических правил выражается в совершении активных действий, запрещенных правовыми нормами или предписаниями, либо в бездействии. Например, в неисполнении, ненадлежащем исполнении или уклонении от выполнения возложенных обязанностей, в том числе от карантинных мероприятий, изоляции и госпитализации, либо в несоблюдении ограничений, установленных предписаниями должностных лиц органов государственного надзора.

Нарушение санитарно-эпидемиологических правил признается преступлением только в случае, если оно повлекло по неосторожности массовое заболевание или отравление людей либо смерть человека.

Массовые заболевания в большинстве случаев вызываются распространением, в том числе в результате нарушения санитарно-эпидемиологических правил, инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих. Перечень социально значимых заболеваний и перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 N 715.

В судебной практике массовым заболеванием признается, как правило, заболевание группы людей, сосредоточенных на определенной территории, требующее медицинского вмешательства.

Нарушение санитарно-эпидемиологических правил признается преступлением только при наличии прямой причинной связи между этим нарушением и наступившими последствиями.

При ненаступлении указанных последствий нарушение санитарно-эпидемиологических правил может быть квалифицировано как административное правонарушение и повлечь административную ответственность, в частности, по статье 6.3 либо по части 1 статьи 19.4 КоАП РФ.

Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом по отношению к нарушению санитарно-эпидемиологических правил и неосторожностью по отношению к наступившим последствиям. Лицо осознает, что нарушает правила, желает совершить эти действия, предвидит наступление общественно опасных последствий, но самонадеянно рассчитывает на их предотвращение либо не предвидит, но должно было и могло предвидеть такие последствия.

Субъектом преступления может быть любое вменяемое физическое лицо, достигшее ко времени совершения преступления шестнадцатилетнего возраста. Им могут быть как лица, явившиеся источником распространения инфекции, так и иные лица при невыполнении ими требований, обусловленных спецификой их профессиональной деятельности.

Действия должностного лица, нарушившего санитарно-эпидемиологические правила, которые повлекли указанные в законе последствия, могут быть дополнительно квалифицированы по статьям 285 или 286 УК РФ, предусматривающим ответственность за злоупотребление должностными полномочиями и превышение должностных полномочий, при наличии всех признаков состава данных преступлений.

При этом все указанные лица могут быть привлечены к уголовной ответственности по одному и тому же уголовному делу одновременно, если нарушение ими санитарно-эпидемиологических правил находится в причинной связи с наступившими последствиями.

 

V. Последовательность производства процессуальных действий при получении и рассмотрении сообщений о нарушении санитарно-эпидемиологических правил, имеющих признаки преступления.

 

Расследование преступления, предусмотренного статьей 236 УК РФ в соответствии со статьей 151 УПК РФ следователями органов внутренних дел Российской Федерации.

Согласно статье 144 УПК РФ дознаватель, орган дознания, следователь, руководитель следственного органа обязаны принять, проверить сообщение о любом совершенном или готовящемся преступлении и в пределах компетенции, установленной УПК РФ, принять по нему решение в срок не позднее 3 суток со дня поступления указанного сообщения.

В соответствии со статьей 157 УПК РФ при наличии признаков преступления, по которому производство предварительного следствия обязательно, орган дознания в порядке, установленном статьей 146 УПК РФ, возбуждает уголовное дело и производит неотложные следственные действия. После производства неотложных следственных действий и не позднее 10 суток со дня возбуждения уголовного дела орган дознания направляет уголовное дело руководителю следственного органа в соответствии с пунктом 3 статьи 149 УПК РФ.

При поступлении в орган дознания сообщения о нарушении санитарно-эпидемиологических правил, повлекшем по неосторожности массовое заболевание или отравление людей либо смерть человека, по нему проводится проверка в порядке статьи 144 УПК РФ.

По поручению начальника органа дознания либо начальника подразделения дознания, проверку по такому сообщению, вправе проводить также дознаватель.

Сведения об обстоятельствах нарушения санитарно-эпидемиологических правил и о его последствиях могут быть собраны, в том числе путем получения объяснений от:

лиц, сообщивших о факте нарушения указанных правил;

граждан - очевидцев их нарушения;

врачей и иных работников медицинских учреждений;

должностных лиц органов, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологических надзор;

пострадавших и иных лиц (родственники, соседи и знакомые зараженных инфекционной болезнью лиц), обладающих необходимыми сведениями.

При проверке сообщения о преступлении устанавливается наличие или отсутствие основания для возбуждения уголовного дела, которым согласно статье 140 УПК РФ является наличие достаточных данных, указывающих на признаки преступления. При этом достаточно установления признаков объекта и объективной стороны преступления.

При получении объяснений от больных инфекционными заболеваниями, лиц с подозрением на такие заболевания или бывших в контакте с ними должно обеспечиваться соблюдение правил и рекомендаций по профилактике инфекционных заболеваний:

соблюдение масочного режима,

гигиеническая обработка рук,

обеззараживание и очистка воздуха с применением технологий, прошедших оценку соответствия и разрешенных к применению, в том числе ультрафиолетовое облучение и проветривание помещений, текущая дезинфекция химическими дезинфицирующими средствами.

Данные, указывающие на массовость заболевания, могут быть установлены путем истребования у органов, уполномоченных осуществлять федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, и из медицинских учреждений документов, в том числе справок, о количестве зафиксированных фактов заражения людей инфекционными болезнями на определенной территории, предварительном диагнозе и течении болезни, последствиях заражения.

Медицинские документы (истории болезни или амбулаторные карты) на каждого больного истребуются, как правило, после его излечения, осматриваются и направляются на исследование в судебно-медицинские учреждения. При необходимости назначается судебно-медицинская экспертиза.

Предметом таких исследований и экспертиз наряду с тяжестью причиненного здоровью вреда могут быть и другие обстоятельства, связанные с нарушением санитарно-эпидемиологических правил и его последствиями, в частности, правильность поставленного диагноза и причины наступления болезни.

При проверке сообщения о нарушении санитарно-эпидемиологических правил могут быть также истребованы и приобщены к материалам проверки заключения, составленные главными государственными санитарными врачами и (или) их заместителями на основании результатов проведенных санитарно-эпидемиологических экспертиз, расследований, обследований, исследований, испытаний и иных видов оценок соблюдения санитарно-эпидемиологических и гигиенических требований в соответствии со статьей 42 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения". Предметом таких экспертиз и расследований может быть, в том числе установление причин и условий возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и оценка последствий возникновения и распространения таких заболеваний (отравлений).

Производство санитарно-эпидемиологической экспертизы, а также проведение санитарно-эпидемиологических расследований, обследований, исследований и испытаний, если они не проводились, могут быть назначены следователем, дознавателем в ходе проверки сообщения о преступлении в соответствии с положениями статьи 144 УПК РФ.

В случае необходимости может быть проведено освидетельствование больного инфекционным или иным заболеванием.

При наступлении в результате заражения инфекционной болезнью вреда здоровью человека или смерти человека производство судебной экспертизы в целях установления причин смерти, а также характера и степени вреда, причиненного здоровью, согласно статье 196 УПК РФ является обязательным.

Данные о факте или об отдельных обстоятельствах нарушения санитарно-эпидемиологических правил могут быть зафиксированы работающими в автоматическом режиме камерами видеонаблюдения, установленными на улицах, фасадах зданий различного назначения и жилых домов, внутри помещений социальных, медицинских, торговых и иных учреждений. Записи с камер видеонаблюдения могут быть истребованы при проверке сообщения о преступлении или изъяты после возбуждения уголовного дела.

По результатам проведенной проверки следователь, дознаватель в соответствии со статьей 145 УПК РФ принимает решение о возбуждении либо об отказе в возбуждении уголовного дела или направлении сообщения по подследственности.

Официальный сайт Министерства внутренних дел Российской Федерации
© 2021, МВД России